Баклажан

23 сентября 2016, пятница

Как собрать команду мечты, и почему начинающим предпринимателям лучше дружить – рассказывает выпускница IV группы Екатерина Смирнова.

– Что у тебя за бизнес?

– В феврале 2016 года я открыла столовую «Баклажан». Хотя мы не предлагаем ничего принципиально нового, поток клиентов стабильный. К нам приходят сотрудники близлежащих офисов, нас рекомендуют коллегам, а когда приезжают командированные – их тоже направляют в «Баклажан». Даже летом, когда в сфере общепита случается традиционный спад, мы, наоборот, смогли увеличить прибыль.

7yzhhfkn43w

– В чем же ваш секрет?

– Просто мы готовим только из свежих продуктов, тщательно следим за качеством и бережем репутацию. Такое отношение к делу работает само на себя. Несмотря на то, что неподалеку находится еще 2 столовых, кафе и магазины с выпечкой, количество гостей у нас только растет.

– Как все начиналось? Как пришла идея открыть собственное дело?

– Собственный бизнес хотелось давно. Я сменила очень много компаний, от совсем небольших до крупных. Некоторое время проработала в «Coca Cola» – их считают образцом для подражания в плане организации рабочего процесса. Но везде меня не устраивала атмосфера в коллективе, распределение обязанностей, ответственности и полномочий. В определенный момент я поняла, что хорошо представляю, как все сделать правильно. Тогда и решилась на открытие бизнеса.

– Почему выбор пал на общепит, да еще и столовую, а не какую-нибудь концептуальную кофейню?

– Это практически случайность. Обстоятельства сложились таким образом, что неподалеку сдавалось помещение с ремонтом и оборудованием, что позволяло значительно сократить стартовые вложения. А поскольку мне было не принципиально, чем именно заниматься – хотелось именно выстроить команду, атмосферу, командный дух, – то открытие столовой оказалось отличным вариантом. Так что справились мы на «отлично».

– То есть выбор ниши был абсолютно спонтанным? Не страшно было так рисковать?

– Разумеется, я пришла в этот бизнес не совсем с нуля. Некоторое время я работала управляющей гостиничным комплексом, потом – рестораном. У меня нет опыта работы шеф-поваром, и составление калькуляционных карт было мне в новинку. Но представление о процессе я имела достаточно полное.

no39edwvm_y

– Как планируешь развивать бизнес?

– Сейчас активно прорабатываем направление банкетов и корпоративов – у нас большой зал с приятным интерьером. Планируем организовать это в ближайшее время. А вообще хочется отработанную схему запуска и продвижения столовых компилировать, увеличивать количество точек.

– Не думала о продаже франшизы?

– Не вижу смысла, в России франшиза – это обычно надувательство. И потом, зачем продавать кому-то свою идею, если я сама могу реализовать ее лучше, чем кто-либо еще?

– С какими подводными камнями пришлось столкнуться?

Столовая – это сложный бизнес, потому что по сути мы одновременно закрываем два направления – производство и розничную торговлю. Основная проблема – зависимость от работы других бизнесов. Сложности возникают в работе с поставщиками, которые оказываются не так ответственны, как мы. Соответственно, происходят накладки с ценами, сроками, объемом закупки.

– Что самое приятное и интересное в твоей работе?

– Наибольшее удовольствие получаешь от того, как подбираешь людей в свою команду. Специфика бизнеса в сфере общепита в том, что здесь воруют действительно много. Отследить это тяжело – слишком большая номенклатура. Естественно, этот вопрос решается калькуляционными картами, но это вторично. Мне кажется, главное – выстроить такой климат в коллективе, что люди хотят приходить на работу каждый день и будут держаться за место.

– Как тебе удалось создать сплоченную команду?

– Я не просто поощряю инициативу сотрудников, а буквально требую, чтобы все максимально делились предложениями по оптимизации процесса. Ведь никто не знает специфику работу лучше сотрудника, выполняющего ее. Я прислушиваюсь ко всем замечаниям и предложениям – это в конечном счете позволяет нам увеличить прибыль. Процесс становится более отлаженным, не тратятся ресурсы на бесполезные операции.

Если человек понимает, что он не просто за зарплатой приходит, а является важной частью бизнеса и принимает участие в общем деле, у него повышается мотивация. В нашем случае это особенно важно – когда блюдо приготовлено с любовью, это чувствуется.

9zfbod0jnpy

– Как и зачем ты пришла в программу «Ты – предприниматель»?

– У меня был конкретный вопрос – хотелось понять, как запустить и развивать направление доставки готовых блюд. В ходе занятий я приняла решение отказаться от этого – вместе с экспертами мы просчитали, что логистика получается слишком дорогой. Вместо этого решили открывать банкетное направление. Кроме того, хотелось от ИП перейти к ООО, а здесь меня отговорили – совершенно незачем.

– С кем в программе «Ты – предприниматель» понравилось работать больше всего?

– С моим ментором – Дмитрием Риманом. У нас во многом схожие взгляды на вопросы построения команды. Встречи проходили в формате общего обсуждения, все участники вносили свои предложения.

– Ваша группа самостоятельно организовала «Клуб выпускников». Что это за инициатива, и зачем он вам нужен?

– В процессе обучения стало понятно, что весь малый бизнес – примерно об одном: у всех начинающих предпринимателей возникают схожие проблемы. Поэтому мы с одногруппниками решили не терять связь и поддерживать друг друга советами, обсуждать удачные решения и сообщать решать какие-то вопросы. Кроме того, мы уже сейчас можем помогать друг другу не только советом, но и делом – у многих из нас бизнес в смежных областях. Например, одним из поставщиков в «Баклажане» стала Александра Сафронова («Сад-город»). По окончании программы поняли, что делиться советами стоит не только с одногруппниками, и теперь ждем всех заинтересованных.

– Кому, на твой взгляд, стоит идти в «Ты – предприниматель»?

– Программа будет полезна для людей, которые уже определились с идеей. Они поняли, что хотят заниматься бизнесом, и осознали, что бизнес – это история прежде всего про ответственность. В таком случае в «Ты – предприниматель» обязательно помогут найти пути реализации идеи, подскажут правильное направление и ответят на самые важные вопросы.

xeqrctlefsi

– Какой совет можешь дать начинающим предпринимателям?

– Сначала стоит определиться – а нужно ли тебе это вообще? Если желание действительно есть, тебе нравится работать самому и полностью отвечать за то, что ты делаешь – надо правильно определить нишу. Очень важно найти направление, в котором будет комфортно и интересно, в котором уже есть определенный спрос на товары или услуги. Третье – необходимо максимально погружаться в то, что ты делаешь, вникать во все тонкости и детали. Нужно понимать, что о восьмичасовом рабочем дне придется забыть – отныне бизнесу будет посвящено все время, которым ты располагаешь.

Хочешь узнать, чем можно полакомиться в столовой «Баклажан»? Заходи в гости! А если уже вдохновился примером Екатерины и думаешь, что бизнес – твое призвание, тогда скорее подавай заявку, до конца набора осталось совсем немного времени!