Букет бизнес-заклинаний: как вырастить бизнес на цветах

21 августа 2017, понедельник

Ромашки спрятались, поникли лютики, а флористический бизнес Анастасии Мосеевой — процветает. Рассказываем, как участнице программы это удалось: сколько денег нужно вложить в букетное дело, как раскрутить инстаграм своими руками и что предпринять, если твои подчиненные воруют.

– Почему вы решили заниматься флористикой — это было осознанное бизнес-решение или творческое вдохновение?

– Я — архитектор, но никогда не видела себя в этой профессии. На одном из проектов заработала, как мне казалось, большую сумму — достаточную, чтобы вложиться в дело. Искала бизнес попроще, увидела работающую модель и подумала: «Разве я так не могу?» А еще моя мама всегда мечтала заниматься цветами, думаю, это передалось по наследству.

«Работа тяжелая: многие считают, что мы порхающие феи, но мой учитель Никита Дементьев говорил, что флористика — мужская профессия»

— Как получается дружить с людьми, на которых зарабатываешь?

— После 2 — 3 встречи человек начинает безусловно доверять — клиенты звонят и делают заказы на «наш вкус». Некоторые просят, чтобы букет собирала именно я, — так они чувствуют свою исключительность. Не знаю, хорошо это или плохо, но я иду навстречу и даже не разделяю рабочий и личный телефоны, чтобы всегда быть на связи.

— У ваших клиентов есть определенный портрет?

— Цветы покупают все. Есть два вида клиентов — это люди, которые не морочатся с цветами, — заходят и покупают 5 роз, и те, кто считают цветы не дополнением к подарку, а большой его частью. Первые — чаще мужчины, вторые — чаще женщины. Позволить себе наш букет может каждый — цены ниже, чем у конкурентов на 15 — 20 процентов за счет прямых закупок из Голландии.

«Eсть два вида клиентов — это люди, которые не морочатся с цветами, — заходят и покупают 5 роз, и те, кто считают цветы не дополнением к подарку, а большой его частью. Первые — чаще мужчины, вторые — чаще женщины»

— Мне кажется, чем красивее бизнес снаружи, тем более он колюч внутри. Как выглядит изнанка флористики — существует ли дикая конкуренция?

— Рынок велик, и я вижу, что цветочных мастерских становится все больше и больше, но закрываются они тоже быстро. Лучший показатель моей конкурентоспособности — продукт, над ним и работаю: слежу за европейскими тенденциями в мире цветов и оформления. В штате «Магии букета» — не просто флористы, а дизайнеры-флористы, это значит, что клиент всегда может рассчитывать на эксклюзивные и композиционно верные решения.

«Лучший показатель моей конкурентоспособности — продукт»

— Как выглядит ваш коллектив и какие отношения вы выстраиваете с подчиненными?

— У меня в штате два флориста, курьеры и фрилансеры, с которыми мы работаем на оформлениях. Я очень люблю цветы и часто работаю в пункте выдачи, вот только времени это отнимает преступно много. В коллективе я выстроила доверительные и дружеские отношения, всегда иду навстречу: например, могу выйти на работу за флориста, который заболел.

— Вы говорите, что в первую бизнес-попытку столкнулись с обманом со стороны стаффа. Как решаете эту проблему сейчас?

Тогда недостаточно разбиралась во флористике — сейчас, если пойду на работу по найму, при желании буду зарабатывать больше начальника. Но в своих не сомневаюсь. Кроме стандартного выхода, флористы получают процент с продаж. В итоге выходит очень неплохая зарплата, около 40 тысяч, — у конкурентов мало кто так платит.

«За первую неделю марта мы делаем прибыль в 5 раз больше, чем за обычный месяц работы, — приходится работать по 18 часов, а после несколько дней лежать без сил»

— Существует мнение, что цветочный бизнес зависит от праздников — 14 февраля, 8 Марта — и событийных — свадьбы, дни рождения. Насколько это актуально для вашего дела?

— Мы работаем на розницу — оформления приносят доход, но небольшой. Мне нравится работать по бартеру, партнериться с крупными событиями, чтобы быть на слуху. Еще поддерживаю хорошие отношения со свадебными ведущими и диджеями — здесь работает сарафанное радио. Еще 2–3 года назад я зависела от сезона, сейчас праздники — это лишь приятное дополнение. За первую неделю марта мы делаем прибыль в 5 раз больше, чем за обычный месяц работы, — приходится работать по 18 часов, а после несколько дней лежать без сил.

— Что можете посоветовать тем, кто только собирается открыть цветочный бизнес?

— Нужно запастись упорством и деньгами — для начала понадобится около 400 тысяч рублей. Будьте готовы — искусственное занижение цен не спасет. Дешевыми могут быть только плохие розы из Кении, которые так активно рекламируют в городе, — качественный цветок и хорошая упаковка стоят дорого. Идеально поработать какое-то время руками — даже устроиться в цветочный ларек, чтобы понять — твое ли это. Работа тяжелая: многие считают, что мы порхающие феи, но мой учитель Никита Дементьев говорил, что флористика — мужская профессия. Хрупкой девушке сложно таскать полные вазы, букеты по 4 килограмма и залечивать царапины от шипов — мои шрамы не затягиваются несколько лет. Советую иметь хотя бы начальное бизнес-образование, чтобы не прогореть и не думать, что вы окупитесь в первый год.

«А еще моя мама всегда мечтала заниматься цветами, думаю, это передалось по наследству»

 

— Как сильно вам помогло бизнес-образование в «Ты — предприниматель»?

— Часто я знала, о чем говорят спикеры, но выстроенной схемы в голове не было — программа помогла с этим. Понравились лекции о предпринимательском мышлении и маркетинге, но налоги и право вводят меня в ужас — пусть этим занимается бухгалтер.

 

Подписываемся на наших выпускников в instagram.
Найти проект «Магия букета» в vk можно по ссылке.

Если история Насти тебя вдохновила, и ты тоже хочешь стать участником программы «Ты – предприниматель» – ты еще успеешь подать заявку в сентябрьскую группу! 

Текст подготовила Анастасия Гриценко.