Учебный центр «Пифагор»

26 января 2017, четверг

Конец зимы – самая горячая пора для школьников, которые в отчаянии решают бесконечные тесты и готовятся к выпускным экзаменам. А наш новый герой Юрий Желнов, напротив, рад – ведь через несколько месяцев его ждет педагогический триумф: ребята, учившиеся в его центре «Пифагор», покажут отличные результаты!

– Расскажите о себе и своем проекте. Чем вы занимаетесь здесь, в «Пифагоре»?

– Основная цель центра – подготовка школьников к вступительным экзаменам. Здесь собран высокопрофессиональный коллектив, у многих ученые степени, многие преподают по уже наработанным методикам, кто-то даже по своим книгам. Мы готовим практически по всем направлениям, которым сдается ЕГЭ – от физики с математикой до литературы и английского.

Юрий является доцентом кафедры физики Аэрокосмического университета, и основная сфера его профессиональных интересов – педагогика.

– В чем преимущества занятий у вас над индивидуальной работой с репетитором?

– Основное наше преимущество – у нас больше возможностей для раскрытия потенциала школьников. Часто бывает так: к нам приходят родители, говорят: «Научите нас физике». После пяти занятий становится понятно – ученика тошнит от физики, и он ни при каких обстоятельствах физику учить не хочет, ему неинтересно. Так вот, в рамках учебного центра мы это можем, во-первых, очень быстро выявить, а во-вторых, предложить альтернативу. Таким образом решается огромное количество проблем. Мы здесь шутим – я, наверное, единственный директор учебного центра, который отговаривает заниматься. Дело в том, что я уверен – если человеку неинтересны занятия, то и результата не будет.

– Как проходят занятия?

–  Обучение идет в малых группах, обычно до 6 человек. Группы подбираются на основании индивидуального тестирования на первом уроке. Через месяц-два состав групп может меняться – прогресс у учеников может быть неравномерным, а мы стараемся собирать ребят, которые в данный момент находятся на одинаковом уровне.

У нас есть особенность – мы отчисляем. Если мы принимаем ученика, то, с одной стороны, обязуемся дать какой-то результат, а с другой – требуем выполнения определенных требований. У нас их всего два – систематическое посещение занятий и регулярное выполнение домашних заданий. Если ученик пропускает занятия и заданное на дом не делает, то, согласно договору, мы можем прекратить наши отношения. Нет смысла тратить ресурсы – и наши, и ученика – когда он попросту может занимать чье-то место.

– Почему быи выбраны именно груповые занятия?

– Это дает хорошие результаты. Основная проблема индивидуальных занятий – формирование пассивного мышления. Профессиональный педагог сразу видит пробелы в знаниях и ровно в эти пробелы заливает необходимую информацию. Материал пережёван, думать не надо, достаточно вызубрить. Когда же происходят занятия в группе, ученику приходится преодолеть себя и признаться, что ты чего-то не знаешь или не понял из объяснений преподавателя. Это с одной стороны формирует характер ученика, а с другой, заставляет его мыслить самостоятельно. Нужно осознать, что ты чего-то не понял, требуется помощь и дополнительные объяснения. Ребята, которые научились грамотно работать в группе, очень быстро делают успехи. Кроме прочего, ученики начинают помогать друг другу, объясняют непонятное и таким образом тоже укрепляют свои знания.

– И все же – почему вы с коллегами по центру отказались от репетиторства, ведь это и выгоднее, и менее затратно в плане ресурсов.

– Это принципиально другой уровень. Я много говорил об этом с Евгением Васильевым [ментор программы «Ты – предприниматель» – прим.автора]. Он сказал правильно – есть предприниматели, а есть ремесленники. Просто в определенный момент я почувствовал, что моих компетенций хватит, чтобы организовать вот такую структуру – я знаю требования вузов, представляю проблемы и недочеты подготовительных курсов, у меня, наконец, достаточно знакомых специалистов – в центре подобралась очень сильная команда, которой я действительно горжусь. Я понимал, что могу сделать больше. И это чувство, что бездействие преступно, вылилось в идею создания центра.

«Наши преподаватели живут своим делом – помимо регалий, собственных методических разработок и учебных пособий, у них есть искренний интерес к своему предмету, они засыпают и просыпаются с мыслями о том, какие еще задачи дать ученикам на уроке».

– Как вы продвигаете центр?

– Сейчас лучший результат показывает реклама в интернете, но отдача все равно в разы меньше, чем от сарафанного радио. У меня уже есть определенное имя и сложившаяся репутация, поэтому в «Пифагор» в основном идут готовиться к физике, зная, что я тут преподаю.

– Насколько вы удовлетворены масштабом деятельности центра? У вас много учеников?

– Сейчас с точки зрения времени центр загружен достаточно плотно. Но есть желание увеличить эффективность. Сейчас многие ребята занимаются индивидуально, максимум по двое – слишком велик разброс по уровню, и группы побольше пока сформировать невозможно.

– Есть ли какие-то планы на будущее – понятно, в каком направлении хотите развиваться?

– Мы хотим не только расти количественно, но и осваивать новые направления. Есть, например, идея, уйти в онлайн – создавать вебинары.

Для тех, кто живет и планирует учиться в Самаре, есть определенный набор возможностей для подготовки. Чем дальше от Самары и меньше населенный пункт, тем больше проблем у ребят может возникнуть. Достойный уровень редко могут обеспечить даже в Тольятти и Сызрани, не говоря о деревнях. А тем временем, многие ребята там хотят и при должной подготовке могут поступить и хорошо учиться в крупных вузах. Именно поэтому онлайн-материалы могут здорово облегчить им жизнь. С одной стороны, такие занятия будут намного дешевле, а с другой, мы охватим большую аудиторию.

– Как бы вы сформулировали миссию центра?

– На самом деле, по мере развития центра наша миссия трансформируется. Сейчас я бы сформулировал ее так: «выявление и развитие талантов и учеников для формирования фундаментальной базы знаний для решения в дальнейшем сложных практических задач». Другими словами, мы хотим создать такую базу знаний, основываясь на интересах ученика, чтобы потом учеба в институте была результативной.  Ситуация в нашей системе образования такова, что пока слишком велика пропасть между школьной программой и программой вузов. Наша задача в этой цепочке – сократить разрыв.

В центре стараются учесть таланты и интересы каждого ученика — по словам преподавателей, только в таком случае ребята показывают хорошие результаты.

– Как появилась идея пройти обучение в программе «Ты – предприниматель»?

– Я стараюсь постоянно учиться чему-то новому, пользоваться всеми предоставленными возможностями. Поэтому, практически случайно увидев объявление о наборе в программу, сразу отправил заявку. Анализировать и взвешивать за и против было некогда – до окончания приема оставалось несколько часов. Когда пришло подтверждение – решил, что это будет как минимум интересно, и не ошибся.

– Как вы, профессиональный преподаватель, оцениваете занятия? Насколько полезным было участие в программе лично для вас?

– Информация, которая давалась в рамках программы, была полезной и качественной, но ее я воспринял быстро. А ценность личного общения с наставниками и участниками – это, пожалуй, самое главное, что я получил в программе. Я вообще считаю, что 80% успеха мы черпаем из нашего окружения. К сожалению, многие люди мыслят пассивно. Здесь  я попал в благоприятную среду – на всем протяжении программы ты общаешься с людьми, которые берут на себя ответственность и не ноют. Это такая большая редкость в наше время! Кроме того, идет постоянный обмен опытом.

– Продолжая тему обмена опытом, какой совет вы можете дать начинающим предпринимателям?

– Я сейчас слушаю «Законы победителей» Бодо Шефера, и мне очень понравился один совет: «Не изобретай колесо». Особенно, если мы говорим о начале бизнеса. Если ты что-то придумал, то наверняка, при всей твой уникальности и несомненной креативности, это уже кто-то сделал до тебя. Пусть и не в этой стране. И поэтому совсем не лишним будет спросить совета у того, кто в этой области уже что-то смыслит. Тем более, что обычно это бесплатно. Если ты не пытаешься выведать секретные сведения, а просишь совета, мало кто откажет в помощи.

– А вам самому довелось воспользоваться своим советом?

– Когда я только планировал открыть «Пифагор», обратился за советом к директору аналогичного центра. И знаете, это было определяющее решение, обеспечившее успех моего предприятия. Как только я поделился своими идеями, мне за десять минут объяснили, почему я закроюсь через два месяца. И это абсолютная правда. Ты можешь верить в идею и видеть ее на старте, но за полной картиной лучше обратиться к тому, у кого есть опыт и определенные, накопленные годами знания. Так что найти наставника – это вообще лучшее, что можно сделать для старта.

– В чем, по-вашему, главный секрет успеха?

– В точном расчете. Самое главное – это цифры, только про цифры людям слушать неинтересно, поэтому все истории успеха начинаются одинаково: «Вот, у меня была мечта»…да нет же! Я сидел ночами и считал.

Узнать больше о работе центра можно на сайте или в группе ВКонтакте.

Текст подготовила Анастасия Шуткина