Арт-экскурсии

3 марта 2016, четверг

Совсем недавно путешествия во времени стали реальностью самарцев. Но дело не в высоких технологиях. Просто участница программы «Ты – предприниматель» Анастасия Андросова нашла уникальный подход к проведению городских экскурсий и сделала из своего любимого дела крутой бизнес.

— Что за проект? 

«Арт-экскурсии» – комплекс культурных программ для любителей нашего города и просто для тех, кто хочет душевно провести время. У нас много направлений. Главное – пешеходные туры по Самаре. Но у идеи есть своя фишка: общение проходит в особомформате. Это – не классический пример скучной экскурсии в музее: можно прерывать, переспрашивать. Формат больше похоже на диалог, чем на монолог.

Разработан специальный тип прогулок, посвященных отдельной улице: выбираем один маршрут, проходим от начала до самого конца. Представляется возможность презентовать целый историко-культурный срез: рассказываем про конкретных людей. Как правило, на каждой улице жили представители одного сословия. На Дворянской (Куйбышева) – дворяне. На Заводской (Венцека) – только купеческие кланы. Можно себя вообразить тем самым старинным самарским предпринимателем, который идёт в гости к своему другу. Ведь мы полностью погружаем участников в атмосферу происходившего когда-то в городе, уделяем внимание каждой мелочи: как волжане общались, где покупали вещи или еду.

artexx

Заходим и в музеи тоже. Но выбираем только прогрессивные. Военно-исторический нам нравится: после реконструкции там просто шикарная выставка. Экспозиция, посвящённая истории города, тоже очень интересная. Молодая и активная команда в Музее Модерна. В основном, профилируемся на XIX – XX вв. Это приносит самый большой кайф. Но тематические туры у нас тоже есть.

Занимаемся проектом мы вдвоём с мужем. У нас историческое образование. И подходим к ремеслу серьёзно. Разработка одного такого пешего похода занимает пару месяцев. Все экскурсии основаны на архивных источниках, периодике того времени.

Кстати, существует и социальная основа бизнеса. Раз в месяц обязательно проводим бесплатное мероприятие. Увы, не все могут позволить себе ходить платно. Но цена доступная – от 200 до 400 рублей. Зависит от модификации. В программу может входить и кофе-пауза, и музей.

— Как все начиналось?

Когда пришла эта идея, муж сразу же загорелся. А вот все мои друзья думали: «Зачем это надо, увольняться с “нормальных” работ, начинать своё дело, без “большого брата”, без опоры? А вдруг не получится? Да никому это не надо! Это так скучно!» Сложно не поддаться. И со стороны родственников большое давление. Но их тоже можно понять: твой ребёнок уходит в никуда, непонятно на что он будет жить.

Мы с супругом всегда увлекались краеведением. Получалось выигрывать олимпиады ещё в школе. Потом пришёл момент, когда надо уже устраиваться на работу. И я решила попробовать себя в роли экскурсовода. Мне и до этого нравилось разрабатывать свой маршрут и преподносить информацию друзьям. Сначала это было просто увлечением. Но потом – увидели перспективы развития. И решили сделать из хобби работу.

Первая прогулка прошла 4 января 2014 года. На ней была всего одна женщина. Но провели её полностью. Все 3 часа были посвящены этой даме, как если бы пришлось выступать перед целой группой.

artex4

— Твоя целевая аудитория?  

У нас есть несколько направлений. Если говорить о групповых маршрутах, то целевая аудитория здесь разношёрстная. Это– и студенты, и люди от 25 до 30, молодые семьи. Отдельно работаем с школьниками. Особый сегмент – это группа 65+: женщины, которые уже воспитали внуков и могут на досуге куда-то сходить.  Мы предлагаем туры для всех гостей города, в том числе и для иностранцев. Работаем и с компаниями: укрепляем командный дух сотрудников.

— Какой масштаб проекта? Какие планы? 

Групповые экскурсии проводятся каждую неделю. Пока ограничиваем количество желающих до 15 человек. К сожалению, у нас нет необходимого оборудования. В планах – группа из 30 людей. Для этого нужны специальные микрофоны.

Предлагаем и частные туры: на английском или на русском языке. Проходят такие перфомансы 4 – 5 раз в месяц. Работа с организациями – сезонное направление. Зимой оно не очень популярно. И школьники тоже любят тепло. Поэтому в холодную пору для подрастающих самарцев проводятся лекции прямо в учебных заведениях. У нас есть свой собственный цикл презентаций о Самаре. Материал – оригинальный. Выступления сопровождаются аудио- и видеоматериалом. Вручаем подарочки, сувенирчики. Общение получается интерактивным и весёлым. А летом – ажиотаж. Может быть аж по 4 прогулки на неделе.

artex

В планах – масштабировать бизнес. Хотим открыть школу экскурсоводов. Одна такая уже существует. Но у нас своё видение этого формата. И если будут средства, то обязательно хотели бы реализовать данный проект и направить силы на людей, которые видят себя в роли профессиональных гидов. Ведь сложно найти работу начинающему проводнику по прошлому Самары. Даже если ты закончил профильное отделение, то рабочих мест нет.

— Тяжела ли ноша предпринимателя?

Разрабатывать  экскурсии с самого начала – нелегко. Ведь изначально формат был абсолютно непонятен. Нужно же узнать историю каждого двора. Неразбериха возникала при работе с архивными источниками. Того образования, которое получили в вузе, явно не хватало. Всё делали с нуля. Умение чувствовать аудиторию тоже пришло со временем. Нужно же понимать, где пошутить, где грустно, где скучно. Но все люди индивидуальны. Поэтому необходимо быть мобильным и пластичным. Если ты осознаёшь, что материал не заходит – нужно его сворачивать и давать что-то новое. Иногда бывают такие точки в маршруте, когда думаешь, что ничего не получится, всё будет провалено. Тут надо собраться и поменять кардинально подход. Особенно это относится к детям. Малыши – вообще все разные. Поэтому тут нужно пользоваться разными фишками.

— С какими подводными камнями пришлось столкнуться?

Оказалось, что подводные камни лежат глубоко в моём характере. Например, мне сложно торговаться. Когда заказываешь рекламу, нужно уметь диктовать свои условия. На первых порах очень проблематично эти трудности преодолеть. Более того, нужно правильно себя позиционировать, стучаться в закрытые двери. Этих качеств у меня просто нет от природы. Пришлось их развивать. И это – довольно тяжело. Деваться некуда. Чтобы продавать такой продукт, нужно уметь пользоваться специальными программами. Предприниматель должен быть мастером на все руки.

— Как ты продвигаешь свой продукт?

Самый главный инструмент – это сарафанное радио. Социальные сети – стратегически важный метод. Основной сегмент – молодые люди и девушки от 25 – 35. Поэтому онлайн-продвижение и мне ближе,и продуктивнее. Ещё мы сотрудничаем с разными гостиницами, чтобы люди, которые приехали в город, могли заказать наш тур. Работаем по партнёркам с кафе, квестами. Делаем объявления и на остановках, и в газетах. А для студентов у нас разработана целая система скидок.

artex3

— Как помогла программа «Ты — предприниматель»?

Очень помогла. Поскольку я гуманитарий, было сложно разобраться в налогообложении. А благодаря занятиям, я выбрала подходящее юридическое лицо. Надеюсь, что это существенно снизит затраты. Проект социальный. Тут каждая копейка на счету.

Отдельное спасибо за сайт. Ребята из программы с нуля сконструировали онлайн-площадку. Будет две версии: и на русском, и на английском. Нам пошли навстречу: создали фирменный стиль, который мы и хотели.

Дали много и маркетинговые консультации. Этот материал полностью меняет взгляд на бизнес. Я поняла, что важно подчёркивать уникальность своей услуги.

Участие в таких программах полезно для начинающих предпринимателей. Взгляд со стороны помогает обнаружить перспективы, которые лежат на поверхности. Но их сложно увидеть самому, потому что глаз «замыленный». Отдельно хочется отметить и лекции по бизнес-планированию.

— Твои эмоции от проекта? 

Только клёвые. Появилась целая куча полезных связей. Я познакомилась с мальчиком, который будет разрабатывать нам мобильное приложение. На программе нашлись и партнёры, и клиенты. Вообще, знакомство людей с одинаковыми интересами – это хорошо.

Понравились и менторские сессии. Отдельное спасибо Евгению Васильеву. Он дал  много нужного материала, помог понять то, чего именно хочет целевая аудитория. Здорово, что сейчас можно приходить на те занятия, которые мы пропустили из-за работы.

— Что ты можешь посоветовать начинающим предпринимателям?

Надо верить в свои силы и не обращать внимание на других. И если ты сам полюбишь своё дело, оно будет успешным. По-другому и быть и не может.

Узнать больше о самарской машине времени можно в сообществе ВКонтакте и профиле Instagram.