Директор по развитию стартапа Fibrum о командном духе и вере в проект

29 февраля 2016, понедельник

19 февраля в Москве прошла церемония награждения победителей премии «Стартап года». Из 300 отправленных на конкурс заявок 4 компании получили звание лучших проектов ушедшего года. В номинациях «Hardware-стартап» и «Народная любовь» победила команда Fibrum. Самарец Даниил Щербаков, директор по развитию Fibrum, поделился с нами впечатлениями от победы и рассказал о том, как воплощать стартап-идеалы с пользой для бизнеса.

— Что такое Fibrum и с чем его едят?

Мы занимаемся разработкой программных и технических решений для мобильной виртуальной реальности. Не без гордости могу сказать, что сегодня Fibrum является мировым лидером в разработке мобильных VR-приложений, наше портфолио включает 26 приложений, доступных на iOS, Android и WindowsPhone. Нами создан и выведен на рынок мобильный VR-шлем FibrumPro,  поддерживающий большинство смартфонов без дополнительной настройки. С августа 2015 года в России продано свыше 7 000 экземпляров. Сегодня FibrumPro можно приобрести во многих крупных торговых сетях (Re:Store, Ulmart, М.Видео) и на Amazon.com. Кроме того, FibrumPro стал первым российским товаром, доступным на Aliexpress.

fibrum

— Насколько важной для вашей компании стала победа на «Стартапе года»?

Премия «Стартап года» — это аналог «Оскара», показатель признания среди стартапов. Никогда не нужно скупиться на подтверждение успеха. Победа говорит о том, что профессиональное сообщество верит в наши идеи, мы идем правильным путем. В финале мы представили наши текущие достижения и поделились планами на будущий год. В жюри были те, кто имеет реальное влияние в сообществе: Google, МТС, представители крупных инвестиционных фондов. Мы получили 2 приза: за лучший hardware-стартап и лучшее выступление. Представлять компанию на конкурсе доверили мне, так что одну статуэтку поставим в офисе, а другую, надеюсь, заберу к себе в общежитие!

— Как ты оказался в Fibrum?

Я не понимаю людей, которые считают, что на диплом никто не смотрит и важен только факт его наличия. Я окончил СГАСУ по специальности «Информационные системы и технологии», однако на этом не остановился, и сейчас заканчиваю магистерскую программу двойных дипломов НИУ ВШЭ по специальности «Электронный бизнес» совместно с Венским университетом прикладных наук. Волею судеб, именно мое желание поступить в Вышку связало меня с Fibrum.

На конкурсе бизнес-идей в рамках Зимней школы для абитуриентов ВШЭ я представил свой проект «Система электронного меню для ресторанов» и победил. На меня обратил внимание один из членов жюри, Илья Флакс, будущий основатель нашей компании. Он и предложил мне стать менеджером проекта Fibrum. В начале 2014 года перспективы индустрии виртуальной реальности были туманны, но я согласился потому, что поверил в потенциал этого направления. Я не являюсь акционером компании, но, как и каждый мой коллега, вкладываю все силы и душу в то, чтобы компания достигла выдающих результатов. Кстати, в начале нас было всего четверо!

fibrumceo

— Сейчас вас гораздо больше, и вы показываете очень серьезный результат. Применимо ли к вам слово «стартап» вообще?

К слову «стартап» я отношусь позитивно, если без«смузи», конечно. Стартап – это, прежде всего, принцип принятия решений в компании, максимальное отсутствие бюрократиии барьеров в ней. В больших компаниях сложно сохранить атмосферу стартапа именно поэтому: появляется куча бюрократических и психологических преград, интриги в коллективе. Сегодня нас уже 35, мы растем и развиваемся. Что тогда, что сейчас (уверен, в будущем тоже) мы активно поддерживаем культуру стартапа. Неважно, разработчик или исполнительный директор, ты имеешь право высказать свое мнение, и тебя обязательно услышат. Можешь улучшить какой-то бизнес-процесс? Всегда пожалуйста. В стартап не приходят те, кто ищет славы или денег. У людей должны гореть глаза. И то, что в нашей компании работают лучшие российские специалисты по виртуальной реальности, говорит само за себя.

— Как вам удалось собрать такую сильную команду? Насколько сложно поддерживать в ней «тёплый» климат?

Мы всегда открыты для людей, которые хотят изменить этот мир! Мы участвуем на выставках и конференциях и часть наших сотрудников так и познакомилась с Fibrum. Работа с энтузиастами помогает продукту постоянно улучшаться. Очень важно, чтобы они были информированы и прекрасно понимали, какие у компании цели и ради чего мы тут собрались. В небольшой компании необходимо общаться со всеми и не строить иерархических преград. После обучения за границей я начал понимать, что техника кнута и пряника популярна только в России. Если к людям хорошо относиться, они не сядут на шею, а, наоборот, потянутся к тебе. От того, что я работаю директором по развитию, ничего не меняется. Я делаю это не ради должности и не ради какой-то славы. Мне нравится получать удовольствие от результата.

fibrum3

— Как продвигаете свой продукт?

Рынок виртуальной реальности только формируется, несколько лет назад его попросту не было. По сути, на сегодняшний день это удел гиков и энтузиастов. Это не значит, что сейчас невозможно зарабатывать деньги. Мы делаем всё возможное, чтобы люди узнали о виртуальной реальности и о том, как ею пользоваться. С этим есть проблемы. Согласно прогнозам, наш рынок вырастет до нормальных объемов только к 2017 году. Сейчас мы активно участвуем в технологических и образовательных выставках и являемся главным b2b-подрядчиком в сфере виртуальной реальности в России. Например, у нас есть реализованный кейс для «Яндекс.Такси»: по Москве и Петербургу ездили машины, в которых были шлемыFibrum. Во время поездки клиенты могли, надев наш шлем, играть или даже путешествовать.

— В чём заключается специфика ведения бизнеса в такой инновационной сфере?

Когда ты работаешь в инновационном стартапе, тебе нужно верить в свою идею и активно работать над её популяризацией. Бизнесом всегда сложно заниматься, да и толика авантюризма и веры в себя нужна везде. Но перед тем, как запускать инновационный проект, нужно провести экспертизу. Например, наш основатель Илья Флакс имеет за плечами 15-летний опыт работы в игровой индустрии. Нам это очень помогает, потому что сложно просто прийти с улицы и начать заниматься виртуальной реальностью.

fibrum4

— По сути, вы задаёте тренд виртуальной реальности на российском рынке. А как удаётся при этом преодолевать страхи и сомнения?

В отношениях с близкими людьми (девушкой, родителями) самое верное решение – обо всем разговаривать. Так и в команде. Когда ты недоговариваешь, возникает напряженность. Но мы можем всё обсудить. Не расстраиваемся по пустякам. Иногда и у нас что-то не работает. Но не нужно кричать, срываться, ведь если аккуратно поправить, все будет хорошо. Среди нас нет тех, кто хочет навредить компании.

— Какие у Fibrum планы на будущее?

Наша глобальная цель – сделать так, чтобы виртуальная реальность стала доступна всем. Сейчас мы выходим на международный рынок. Делаем еще 50 новых приложений, будем расширять линейку. Уже сейчас у нас есть 5 млн скачиваний, рассчитываем в этом году на 24 млн, в итоге – хотим получить активную пользовательскую базу в районе 3,5 млн человек.

fibrum2

— Какими качествами стоит обладать стартаперу, чтобы идти к глобальной цели и достигать ее?

Нужно верить в свою идею, но не верить в неё слепо, сохранять возможность посмотреть на нее со стороны. На мой взгляд, многим стартапам не хватает именно этого. Мы начинали как производители шлемов, но сейчас уходим в область разработки программного обеспечения, так как считаем это более перспективным направлением.

Я думаю, если нет ответа от рынка, не нужно полагать, что это рынок плох или люди не видят всей гениальности продукта, скорее всего, либо ты неверно выбрал свою аудиторию, либо, как бывает чаще всего, продукт просто не нужен. А еще важно, чтобы сотрудники относились к продукту как к своему собственному детищу, а не просто как к работе, где 5-го и 20-го дают зарплату. Условно говоря, это не работа в банке, где ты просто винтик и от тебя ничего не ждут. Ты пришел не просто кодить или заниматься дизайном – ты пришел делать будущее.

fibrum1