Как и зачем заставлять мозг учиться

28 апреля 2019, воскресенье

Мозг у всех работает по-разному. Кому-то концентрация внимания досталась от природы, а кому-то рассеянность. Зная и понимая свой организм, можно создать такие условия, в которых мозг будет учиться тому, чему хотите научиться вы сами.

Современная наука пришла к окончательному выводу, что мозг способен меняться всю жизнь, а следовательно, обучение — это естественное и перманентное его состояние. Чтобы обучение было в радость, необходимо несколько компонентов: мотивация — чтобы активизировать его ресурсы; внимание — чтобы обратить его на определенный предмет; память — чтобы усвоить узнанное; творческая свобода — чтобы позволить мозгу построить новые связи. И отсутствие препятствий в этом сложном процессе.

Найти мотивацию

Само по себе понятие уже многим приелось. Важно понимать, что мотивация —  это то, что зажигает вас изнутри, что с легкостью позволяет браться за любые задачи. Лучше всего, если то, что вам нужно делать, будет вести вас к мечте или если новый навык будет связан с желанием эволюционно преуспеть: сделать карьеру,  получить статус и славу, переехать в страну с высоким уровнем жизни, заработать на безбедную старость, найти подходящего партнера и тд. Каждый раз, когда вы вызываете в воображении этот образ, ваш мозг вырабатывает дофамин, мотивирующий вас добиваться желаемого.

Важно поощрять себя за достижения, пусть и небольшие. Например, за каждые выученные 250 английских слов покупайте себе то, что вам очень нравится, сделайте это традицией.

Управлять вниманием

Всем известный тайм-менеджмент — это на самом деле управление вовсе не временем, а вниманием. Именно от того, как оно распределяется, зависит, сколько минут и часов мы проведем эффективно, а сколько потратим впустую. Необходимо расставлять приоритеты в задачах, стараться уходить от многозадачности и тренировать концентрацию на одном деле. Этот «скилл» можно «прокачать», причем не только с помощью медитации, но и регулярно выполняя специальные упражнения, о которых рассказали в предыдущей статье.

Тренировать память

Информация в мозге сохраняется не в отдельных ячейках, а в форме связей и ассоциаций. Когда  вы вспоминаете что-то одно,  то незамедлительно вспоминаете информацию и о других вещах. Лучший способ удержать в голове какой-либо факт — «соединить» его ассоциативным мостиком с другим, хорошо вам известным и часто используемым. Такие сведения с большей вероятностью останутся у вас в памяти.

На физиологическом уровне самыми крепкими являются нейронные связи тех знаний, которые используются регулярно с перерывами, когда вы успеваете немного «подзабыть» то, что выучили. . Материал усваивается лучше, если заниматься понемногу и регулярно.

Включать творчество в обучение

Для того чтобы из полученных знаний синтезировались интересные открытия и оригинальные идеи, необходимо давать себе передышку в потреблении информации.

Все дело в балансе: творческие прозрения возможны в том случае, когда после хорошей загрузки исполнительной системы мозг переключается в пассивный режим. Менделеев увидел во сне периодическую таблицу, но, если бы он не думал о ней круглыми сутками, пока не зашел в тупик, кто знает, чтобы ему снилось. В качестве ключа запуска этого пассивного режима подходит короткий дневной сон, пешие прогулки и медитация — но обязательно после очень интенсивной работы.

Высыпаться

Регулярный недосып снижает скорость наших мыслительных процессов, которые у невыспавшегося человека нарушены, как и у выпившего. Сон не только важен для хорошей работы мозга в целом, но и обеспечивает лучшее запоминание и усвоение материала. Одна из функций сна заключается в удалении биохимических продуктов жизнедеятельности мозга, которые появляются в результате его активности. Это означает то, что недостаток сна может стать причиной накопления вредных белков бета-амилоидов, которые могут привести к различным заболеваниям, например к болезни Альцгеймера. Так что, 7-8 часов уделяйте качественному сну. А о том, как сон сделать не только сладким, но и здоровым, читайте здесь.

Разгонять кровообращение

Интеллектуальные занятия часто предполагают малоподвижный образ жизни — а это негативно сказывается на умственных способностях, такой вот замкнутый круг. Мозг — это часть организма, у него нет отдельной системы кровообращения, и если вы не двигаетесь, то и кровь с глюкозой и кислородом к нему поступает плохо. Поэтому в перерыве лучше уделить внимание своему телу и сделать небольшую разминку. Более того, регулярная физическая активность способствует росту гиппокампа, ответственного за обучение и память.

Обратить внимание на питание

Здесь снова парадокс: интеллектуальные нагрузки интенсивно снижают уровень глюкозы в крови — а когда ее становится слишком мало, мы начинаем делать ошибки. Если вы испытываете сложности с концентрацией, лучше сдать анализы на глюкозу и инсулин, а после по показаниям врача, вполне возможно, нужно будет ограничивать потребление сахара, так как его избыток расшатывает дофаминовую систему и не дает префронтальной коре заниматься делом. То же касается и стимуляторов вроде кофе и сигарет: они могут мешать вам учиться, повышая тревожность.