Александр Токар: «Наша миссия – изменять к лучшему себя и мир вокруг, создавая успешные бизнесы»

6 июня 2017, вторник

Реализуемая по инициативе министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, уже два года федеральная программа «Ты – предприниматель» в нашем регионе остается точкой концентрации активной молодежи, которая видит свой завтрашней день в бизнесе. О миссии программы, о том, что уже удалось сделать и о стратегии развития проекта мы поговорили с руководителем программы «Ты – предприниматель» в Самарской области Александром Токаром.

– «Ты – предприниматель» – сегодня это словосочетание на слуху у самарской молодежи: кто-то сам прошел образовательный курс или участвовал в мастер-классах и тематических мероприятиях, кому-то о программе говорили друзья. И все же расскажите буквально в двух словах – что такое программа и как она работает?

Если очень коротко, то программа – это образовательный курс, который нацелен на то, чтобы дать молодым людям необходимые знания, навыки и, что особенно важно, уверенность в собственных компетенциях для запуска и ведения бизнеса. Он является основой, ядром программы. Но мы, конечно же, смотрим на наш проект гораздо шире.

Огромное внимание мы уделяем популяризации предпринимательства в молодёжной среде, вовлечению ребят в программу. Для этого проводим множество открытых лекций, мастер-классов, встреч с молодыми предпринимателями как с носителями живых историй успеха. Наша задача – добиться того, чтобы предпринимательство стало одной из профессиональных, жизненных траекторий, которую рассматривает для себя всё большее количество молодых людей после университета, колледжа и даже школы.

«Главное, что запомнилось мне и что со мной до сих пор – то, как горят глаза – и у участников, и у каждого из членов команды».

– Значит ли это, что вы работаете только с начинающими, отпускаете своих участников в «большое плаванье», и на этом работа с ними заканчивается?

Задача по сопровождению наших выпускников после завершения образовательного курса является для нас не менее важной. Здесь мы стараемся работать индивидуально, помогая продвигать свой продукт, найти партнёров, сориентироваться в общем спектре доступных мер господдержки. Первоначально мы даже не ставили перед собой такую задачу, но естественным образом получилось, что наши вчерашние студенты приходят к нам вновь для того, чтобы найти наставника, получить консультацию по конкретному вопросу, обсудить возникающие при запуске проекта сложности и, что особенно ценно и значимо для программы, – поделиться с нашими новыми участниками своими успехами, тем самым вдохновив их.

Видите, в двух словах описать программу всё же не получается.

– С чего начиналась история проекта «Ты – предприниматель» в Самарской области?

Любой проект всегда начинается с людей, да собственно и продолжение проекта, его жизнь – это тоже люди. Те, для кого эта программа, кому она нужна – её участники; те, кто каждый день работает над ней, строит её, развивает и наполняет смыслом – команда; и те, кто верит в то, что это всё это нужно, полезно и правильно, кто активно поддерживает проект и делает его реализацию возможной. В нашем случае каждый из элементов можно очень точно проследить.

В 2014 году наша команда впервые работала над организацией одноимённой смены «Ты – предприниматель» на молодёжном форуме «iВолга». Это был для нас очень интересный и полезный опыт. Когда 300 человек от 18 до 30 лет, которые увлечены предпринимательством, собираются в одном месте, где в течение 10 дней работают над своими проектами, борются за возможность получить грант, посещают мастер-классы, встречаются с успешными бизнесменами, презентуют и доказывают жизнеспособность своих идей, – это очень мощно и это очень сильно вдохновляет – и тех, кто организует такую площадку, и каждого из участников. Именно там мы впервые увидели то, насколько для молодых предпринимателей важно сообщество и поддержка окружения, как преображаются люди и развиваются их проекты даже за эти 10 дней. И главное, что запомнилось мне и что со мной до сих пор – то, как горят глаза – и у участников, и у каждого из членов команды. Наверное, именно тогда, после первой «iВолги» у нас и появилось стремление запустить в регионе большую, постоянно действующую образовательную программу для молодых предпринимателей.

– С участниками и командой все понятно. А кого Вы имеете в виду, говоря о тех, кто поддерживает Ваш проект?

Когда я говорил о вере в эту идею и готовности её активно поддерживать, я имел в виду ту роль, которую в запуске программы сыграло региональное министерство экономического развития и лично вице-губернатор Александр Кобенко. Мы общаемся с коллегами из других субъектов, регулярно встречаемся. Могу сказать абсолютно точно, что такой уровень вовлечённости и готовности поддерживать молодёжное предпринимательство в самых разных форматах – это большая редкость и огромная заслуга министра, его заместителя Дмитрия Горбунова, который серьёзно помогает нам в вопросах методологии и формировании основных смыслов программы, и всей региональной команды, отвечающей за развитие и поддержку предпринимательства.

– Программа «Ты – предприниматель» – это федеральный проект. Сегодня она реализуется в 59 регионах. Есть ли единая методика проведения программы, или каждый регион выбирает свой путь?

Нельзя ответить однозначно. С одной стороны, общая концепция программы и логика: «вовлечение – обучение – создание бизнесов» была определена на этапе создания самой Федеральной программы. Она остаётся актуальной и более ёмкого описания логики программы не существует.

Вместе с тем, как я уже говорил, мы работаем с людьми, работаем в конкретном регионе, знаем его специфику, поэтому, запуская программу в 2015 году, мы постарались взять всё лучшее, что было сделано в программе нашими коллегами в других регионах, и создать собственный концепт, сразу понимая, что он должен быть и будет очень пластичным.

С тех пор не только каждый год или каждый месяц – фактически от мероприятия к мероприятию и от одной образовательной группы к другой – мы постоянно придумываем и тестируем новые форматы, проводим новые мероприятия, дополняем и улучшаем основной образовательный курс.

Так мы пришли к тому, что одним из фундаментальных элементов программы в Самарской области стало менторство. Сегодня наставники участвуют в программе на всех этапах: они сами отбирают участников при зачислении в программу и формируют свои команды, следят за прогрессом подопечных, стараются помочь контактами, дать совет с учётом знания конкретного рынка, они видят и сами оценивают итоги своей работы с участником на демо-дне по завершении образовательного курса, где ребята представляют доработанные проекты и говорят о своих достижениях и инсайтах по итогам обучения.

Демо-день – финальное мероприятие образовательного курса, где участники программы рассказывают о своём прогрессе в рамках обучения и планах по развитию проектов.

Мы реализуем разные форматы обучения. Для уже запущенных молодыми предпринимателями бизнесов мы проводим бизнес-выходные, обычно они тематически сфокусированы на определённых сферах предпринимательства или направлениях развития компетенций.

Основной образовательный курс мы в 2017 году расширили до 2 месяцев. Сейчас выделено 12 образовательных модулей, в том числе анализ рынка, бизнес-моделирование, управление проектами, маркетинг и продажи, формирование команды проекта, бухгалтерия и налогообложение, а также о правовые аспекты ведения бизнеса. Занятия проводятся 3-4 раза в неделю, в основном по вечерам и в выходные.

В целом, в построении программы мы руководствуемся прежде всего потребностями нашей аудитории и стараемся на любой выявленный запрос оперативно реагировать, адаптируя программу и вводя новые элементы.

– Но ведь наверняка существует некое соревнование между региональными командами программы в разных субъектах в рамках большого федерального проекта. Где Самарская область находится сегодня по отношению к другим регионам?

Если говорить о цифрах, то за два года реализации программы нашими мероприятиями было охвачено более 8000 человек, больше 2000 прошли обучение, запущено свыше 200 бизнесов, главное среди наших выпускников уже есть компании с оборотом более 20 млн. рублей в год. В год мы проводим не менее 250 мероприятий. По итогам 2016 года по совокупности количественных показателей мы заняли 4 место в стране! Для нас это было, безусловно, хорошим достижением – уступили мы регионам, которые в программе существенно дольше нас. Выходит, количественные показатели также важны, и неофициальный командный зачёт как в спорте среди регионов, конечно, существует. Но приоритетное значение для нас имеет тот осязаемый эффект от программы, который мы стремимся создать в Самарской области и содержательная ценность программы. Я всегда подчёркиваю, что для нас программа – это далеко не набор показателей.

– Да, об этом Вы говорили, подводя итоги программы в 2016 на премии Molpred Awards. Тогда же Вы упомянули о миссии, которую вы с командой для себя сформулировали. Давайте остановимся на этом поподробнее.

Действительно, в середине прошлого года мы всё активнее стали  работать над стратегией развития программы, и одним из первых вопросов, который мы перед собой поставили, стало определение нашей миссии. Сформулировали её так: «Мы помогаем людям изменять к лучшему себя и мир вокруг, создавая успешные бизнесы». Как видите, мы здесь никак не ограничиваем возраст тех, с кем работаем, и конечно же, когда на наши мероприятия приходят участники старше 30-35 лет – мы это только поддерживаем. Значит нам удаётся создавать интересный контент.

Для нас и правда очень важно помогать людям, приходящим в программу развиваться, расти, становиться сильнее, профессиональнее по ряду направлений. И мы абсолютно чётко отдаём себе отчёт в том, что далеко не все, кто приходит к нам, завтра станут предпринимателями. Но даже если нам удаётся дать людям правильное представление о предпринимательстве, помочь мыслить по-другому, просто открывать для себя новое – это тоже наша миссия.

В программе мы продвигаем ценности ответственного и созидательного предпринимательства. Это как раз история про то, что бизнес – и есть изменение к лучшему всего, что нас окружает.

– И как Ваша миссия соотносится со стратегией?

Прежде всего, мы выделяем несколько групп нашей аудитории: каждой из них мы должны давать что-то своё, и любая из них оказывает воздействие на другие. Так, в самом центре воображаемого круга – «звёзды» бизнеса. Это свои, работающие в нашем регионе «джобсы и «тиньковы». Это т е, кто не просто успешно строит бизнес, но и говорит об этом, делится этим, заряжает этим. Наша цель – находить в регионе таких людей, вовлекать их в программу, рассказывать им, что их опыт и компетенции на самом деле необходимы всем, кто находится на старте в бизнесе. Они становятся в программе менторами, приходят к нам в гости на «Бизнес с толком» (выноску про бизнес с толком) и в другие мероприятия.

Следующая группа – это действующие предприниматели, те, кто запустил бизнес в программе и вне её. Им мы как раз и стараемся предлагать форматы консультирования, наставничества, вместе разбираем практические кейсы и проблемы их бизнесов в рамках нашего нового формата встреч – проблемных сессий. Для них мы запускаем новые образовательные интенсивы, бизнес-выходные, делаем видеокурсы.

Проблемная сессия – новый формат бизнес-встреч, главными героями которых становятся действующие предприниматели. В ходе интерактива участники прорабатывают точки роста бизнеса главного героя и предлагают новые решения имеющихся проблем.

Далее по удалению от центра круга – потенциальные предприниматели, те, кто уже осознанно хочет открыть своё дело. Это и есть аудитория нашего основного образовательного курса. Этим ребятам можно не рассказывать, что такое бизнес, зачем им это. Им нужно дать необходимые знания и помочь принять решение и начать работать, не боясь трудностей и будучи к ним готовыми, уверенными в собственных силах.

– Кажется, программа «Ты – предприниматель» сама по себе могла бы этими группами и ограничиться. Работаете ли вы еще с кем-то?

Мы пришли к тому, что нам просто необходимо идти дальше по удалению от центра круга. И это – самое интересное. Следующую группу аудитории мы условно называем «активен, но не думает о бизнесе». Здесь мы исходим из того, что базовое качество любого предпринимателя – это активность. Ну не устраивает предпринимателя существующий порядок вещей, он ищет возможности его улучшить, создать что-то новое. Так вот получается, что если мы хотим, чтобы предпринимателей становилось больше, нам нужно находить активных, неравнодушных людей с движком внутри и пытаться сориентировать их в сторону предпринимательства. Чтобы возможность стать предпринимателем была для них осязаемой, доступной и понятной. А дальше решение, конечно, за ними – идти этим путём или нет. Задача это очень актуальная и проверена эта гипотеза тем же самым форумом «iВолга», когда на первой презентации смены в университете максимум, что нам удавалось – это рассказать, что из 9 направлений форума одно посвящено бизнесу и оно достаточно интересное. Ребята приезжали с, так скажем, любопытством, а через 4-5 месяцев после форума запускали первые бизнесы.

Дальше – больше. Все описанные группы молодёжи, да и взрослых тоже живут и работают в определённом окружении. И вот как раз-таки воздействие этого окружения определяет очень многое. И определяется всё, казалось бы, мелочами: каким ореолом окружен образ предпринимателя, как его видит молодёжь, ушли ли в прошлое представления о бизнесе начала рыночной России, как встречают бывшие одногруппники новость о том, что их товарищ стал предпринимателем, а не пошёл работать по найму в крупную нефтяную компанию или в госорганы, кто в самом широком смысле слова является сегодня «героем нашего времени».

Так вот мы очень хотим, чтобы в нашем регионе, да и в стране в целом как можно скорее образ молодого предпринимателя вошёл в безусловно собирательную картинку этого самого героя.

– Как это можно сделать?

То, что мы называем героизацией предпринимательства, выражается, например, в том, что одним из главных разделов нашего сайта molpred63.ru является раздел историй успеха наших выпускников. Мы вводим новые и новые форматы, где в центре внимания сами предприниматели – настоящие, честные и заряжающие атмосферу вокруг.

Суть в том, что эта очень упрощённая модель, которую мы нарисовали, действительно работает на наших глазах. И эти группы или сектора воображаемого круга – они сообщаются между собой, воздействуют друг на друга. И главное для нас – чтобы максимальное количество новых участников стремились к центру круга, стремились стать предпринимателями и уже своими историями вдохновляли других.

Молодежи свойственно объединяться вокруг ярких идей, музыкальных стилей и спортивных направлений. Работая над программой, мы делаем всё, чтобы в нашем регионе развивалось подобное молодёжное предпринимательское движение – сплочённое вокруг единых ценностей, деятельное и созидательное.

Текст подготовила Анастасия Шуткина.